Федеральный закон №185-ФЗ принят в целях совершенствования законодательства в сфере организации пассажирских перевозок, вступает в силу с 01.09.2024, за исключением статьи 3, которая вступает в силу с 29.05.2023 (в части переноса сроков вступления изменений статьи 34 Федерального закона №220-ФЗ на 01.09.2026), вносит изменения в Федеральные законы:
- от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный закон № 259-ФЗ);
- от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ),
В Федеральном законе № 259-ФЗ закрепляется, что регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозки пассажиров и багажа легковым такси и перевозки грузов являются разрешенными видами предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов.
Осуществление иных видов предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров и багажа, грузов, а также распространение информации о такой деятельности запрещено.
Устанавливается, что при перевозке пассажиров и багажа по заказу не допускается заключение договоров фрахтования с каждым пассажиром в отдельности.
Не допускается также осуществление перевозок пассажиров и багажа по заказу на условиях предоставления неопределенному кругу лиц права проезда в транспорте за плату и распространение информации об осуществлении таких перевозок.
Данные запреты дополнили предмет федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте и направлены на повышение эффективности мер по пресечению несанкционированных перевозок пассажиров и багажа.
Справочная информация о Федеральном законе от 29.05.2023 №185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон №185-ФЗ).
Федеральный закон №185-ФЗ принят в целях совершенствования законодательства в сфере организации пассажирских перевозок, вступает в силу с 01.09.2024, за исключением статьи 3, которая вступает в силу с 29.05.2023 (в части переноса сроков вступления изменений статьи 34 Федерального закона №220-ФЗ на 01.09.2026), вносит изменения в Федеральные законы:
- от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (Федеральный закон № 259-ФЗ);
- от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ),
В Федеральном законе № 259-ФЗ закрепляется, что регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозки пассажиров и багажа легковым такси и перевозки грузов являются разрешенными видами предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов.
Осуществление иных видов предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров и багажа, грузов, а также распространение информации о такой деятельности запрещено.
Устанавливается, что при перевозке пассажиров и багажа по заказу не допускается заключение договоров фрахтования с каждым пассажиром в отдельности.
Не допускается также осуществление перевозок пассажиров и багажа по заказу на условиях предоставления неопределенному кругу лиц права проезда в транспорте за плату и распространение информации об осуществлении таких перевозок.
Данные запреты дополнили предмет федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте и направлены на повышение эффективности мер по пресечению несанкционированных перевозок пассажиров и багажа.
В Федеральный закон №220-ФЗ внесены следующие изменения:
1) В части организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок:
-вводятся дополнительные основания для изменения межрегионального маршрута в случаях изменения границ часовых зон, исключения остановочного пункта из состава маршрута;
- уточняется порядок оформления решения о возврате заявления на установление, изменение межрегионального маршрута;
- срок рассмотрения заявления об изменении межрегионального маршрута сокращается до 10 рабочих дней в случае приведения маршрута в соответствие с нормативным актом субъекта РФ об установлении начальных (конечных) остановочных пунктов по межрегиональному маршруту;
- установлен срок начала перевозок по измененному межрегиональному маршруту регулярных перевозок не позднее чем через 10 дней со дня изменения сведений о данном маршруте в реестре, а если изменение данного маршрута предусматривает увеличение максимального количества транспортных средств и (или) изменение их характеристик, не позднее чем через 90 дней со дня изменения сведений о данном маршруте в реестре;
- статус изменения межрегионального маршрута получили изменения расписания и изменения характеристик транспортных средств, влияющих на качество перевозок;
- установление в границах субъекта РФ остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам теперь является полномочием лишь городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь;
- внесены изменения в порядок подачи и рассмотрения заявления об изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок;
- из перечня оснований для отказа в установлении, изменении межрегионального маршрута исключено несоответствие маршрута требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров;
- изменен порядок направления уполномоченным органом субъекта РФ заключения о наличии или отсутствии оснований для отказа в установлении, изменении межрегионального маршрута в форме электронного документа, - теперь оно должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью;
- в число оснований для отмены межрегионального маршрута включены:
- уклонение перевозчика от получения свидетельства в течение 90 дней со дня установления маршрута,
- отсутствие начального (конечного) остановочного пункта по межрегиональному маршруту в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам после отказа уполномоченного органа в его регистрации и его несоответствия Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
- с 1 до 3 дней увеличен срок, в течение которого владелец остановочного пункта размещает информацию для пассажиров об отмене межрегионального маршрута, в случае получения такой информации от уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
2) В части ведения реестров маршрутов:
- уточняется, что в графе вид регулярных перевозок (регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам);
- в графе «характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок» теперь указываются доли транспортных средств с такими характеристиками в процентах от максимального количества транспортных средств соответствующего класса;
- уточняется, что сведения о дате начала осуществления регулярных перевозок указываются в отношении конкретного перевозчика (ранее возникала неопределенность в отношении какого события следует указывать дату, установления маршрута, либо начала осуществления перевозок перевозчиком);
- сведения в реестре о перевозчике дополняются сведениями о:
- государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя,
- адресе электронной почты перевозчика,
- реестр дополняется новыми сведениями о:
- сроке действия контракта или сроке действия свидетельства,
- дате вынесения решений об установлении, изменении или отмене маршрута и реквизиты таких решений,
- заключении контракта либо предоставлении права осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и реквизиты таких решений.
- уточняется, что формат размещения сведений в реестре должен предусматривать возможность их отбора и сортировки с использованием программ для электронныхвычислительных машин и баз данных, предназначенных для создания, просмотра и редактирования текстовых файлов и электронных таблиц.
3) В части оформления свидетельств и карт маршрута, прекращения их действия:
- в свидетельстве и карте маршрута теперь указывается дата начала действия документа и, если он выдан на ограниченный срок, дата окончания срока его действия (ранее упоминалось о сроке действия);
- предельный срок переоформления свидетельства и карт маршрута изменен с 5 дней до 5 рабочих дней со дня обращения перевозчика в уполномоченный орган с соответствующим заявлением;
- уточняется, что требования к защищенности бланка карты маршрута от подделок, а также требования к электронным картам, содержащим сведения о карте маршрута регулярных перевозок, утверждаются Минтрансом России;
- вводится норма, согласно которой в случае переоформления карты маршрута в связи с продлением срока ее действия перевозчик обращается в уполномоченный орган, выдавший карту маршрута, не позднее, чем за 5 дней до окончания срока ее действия;
- изменены основания и сроки прекращения свидетельства и карт маршрута:
- прекращение действия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (ранее аннулирование лицензии по решению суда),
- наступление дня, по окончании которого перевозчики прекращают осуществление перевозок по маршруту в соответствии с представленным ими заявлением об отказе от данного права (заявление представляется перевозчиком не позднее, чем за 3 рабочих дня до указываемой в нем даты прекращения осуществления перевозок),
- прекращение свидетельства также производится при невыполнении рейсов по муниципальному, межмуниципальному маршруту в течение более чем одной календарной недели в случае, если расписанием предусматривается осуществление перевозок менее чем в течение трех дней в календарную неделю,
- прекращение свидетельства также производится при невыполнении ни одного рейса в течение одной календарной недели в случае, если расписанием по межрегиональному маршруту предусматривается осуществление менее пяти рейсов в течение календарной недели,
- введено новое основание для прекращения свидетельства,- вступление в законную силу решения суда о признании открытого конкурса недействительным,
- вступление в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок,
- поступление сведений о государственной регистрации смерти индивидуального предпринимателя,
- уточняется, что действие свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту прекращается по истечении 10 дней со дня обращения перевозчика с заявлением об отказе от свидетельства,
- изменены основания для обращения уполномоченных органов в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства:
- наличие оснований для прекращения договора простого товарищества, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ранее расторжение договора простого товарищества),
- неоднократное в течение одного года привлечение перевозчика к административной ответственности, установленной законом субъекта РФ за несоблюдение требований в отношении максимального количества транспортных средств на маршруте, сроков информирования уполномоченных органов об изменении нерегулируемых тарифов на перевозки,
- уточняется, что действие свидетельства приостанавливается на срок приостановления действия лицензии на перевозки (если действие лицензии приостанавливается у одного из участников простого товарищества, действие свидетельства в отношении других участников такого договора не приостанавливается);
- установлено, что если действие свидетельства прекращено по решению суда в связи с административными правонарушениями перевозчика (за несоблюдение требований в отношении максимального количества транспортных средств на маршруте, сроков информирования уполномоченных органов об изменении нерегулируемых тарифов) перевозчик лишается права инициировать установление межрегиональных маршрутов регулярных перевозок и участвовать в открытых конкурсах,
- скорректирован порядок уведомительного изменения маршрута перевозчиком в случае установления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- меры должны предусматривать ограничение передвижения населения и транспортных средств,
- перевозчик может изменять маршрут на срок, не превышающий тридцати дней,
- изменять можно характеристики транспортных средств и максимальный срок их эксплуатации, использовать транспортные средства меньшего класса, сокращать количество выполняемых рейсов,
- введено право перевозчика изменять маршрут для объезда закрытых автомобильных дорог, размещенных на них искусственных дорожных сооружений, автовокзалов, автостанций на срок, не превышающий 30 дней,
- увеличен до 3 дней срок, в течение которого владельцы остановочных пунктов оповещают пассажиров об изменениях маршрута, произведенного по уведомлению перевозчика,
- изменение маршрута осуществляется перевозчиком не более 1 раза в течение 180 последовательных дней.
- введен порядок изменения маршрутов при изменении границ часовых зон федеральным законом;
- введен порядок действий при выявлении остановочного пункта, включенного в межрегиональный маршрут регулярных перевозок, но отсутствующего в реестре остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок (Минтранс России обращается в субъект РФ, в случае не направления субъектом РФ заявления на регистрацию данного остановочного пункта в реестре остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам и несоответствия данного остановочного пункта Правилам пассажирских перевозок исключает сведения о таком остановочном пункте из реестра межрегиональных маршрутов;
- установлено, что карты межрегионального маршрута выдаются при условии, что все остановочные пункты данного маршрута включены в реестр остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок;
- введена норма о том, что в случае утраты свидетельства или карты маршрута регулярных перевозок либо их порчи перевозчику выдается дубликат свидетельства или карты маршрута в порядке, устанавливаемом нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным правовым актом.
4) В части требований к объектам транспортной инфраструктуры и порядка пользования ими:
- порядок регистрации остановочного пункта в реестре межрегиональных маршрутов дополнен условием, что такой пункт включен в перечень, утвержденный нормативным правовым актом субъекта РФ;
- дополняется состав сведений в заявлении о регистрации остановочного пункта в реестре остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам:
- наименование остановочного пункта, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен остановочный пункт, - в отношении остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзала или автостанции, либо географические координаты остановочного пункта - в отношении остановочных пунктов, расположенных вне автовокзала или автостанции,
- тип остановочного пункта (автовокзал, автостанция, остановочный пункт, расположенный вне территории автовокзала или автостанции),
- сведения о заявителе (полное наименование юридического лица, адрес места нахождения юридического лица (согласно учредительному документу) или фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя и адрес места жительства индивидуального предпринимателя, ОГРН, ИНН.
- исключается полномочие органа государственного транспортного контроля по проведению контроля посредством плановых (рейдовых) осмотров автовокзалов, автостанций, а также остановочных пунктов при регистрационных действиях в реестре остановок по межрегиональным маршрутам;
- исключение сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам осуществляется теперь и по заявлению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, представившими заявление о регистрации такого остановочного пункта (ранее только владелец остановочного пункта);
- вводится норма о недопущении в договоре оказания услуг права взимания неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной договора обязанностей, возложенных на нее нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, а также права ограничивать осуществление деятельности стороной договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной договора указанных обязанностей.